Все непризнанные, или же признанные частично республики на постсоветском пространстве, да и, наверное, во всем мире имеют нечто общее: все они привязаны к метрополии, без которой просто не выжить. Правда, надо отметить, что не все они находятся в равных условиях, как географических, так и геополитических. Напомним, что непризнанных республик на постсоветском пространстве четыре – Нагорно-Карабахская Республика, Республика Абхазия, Республика Южная Осетия и Приднестровская Молдавская Республика (ПМР). Но на этом общность почти заканчивается – республики идут своим путем, исходя из собственной выгоды и привходящих обстоятельств.
Абхазия в отличие от остальных самопровозглашенных республик стоит несколько особняком, впрочем, равно как и НКР. Дело прежде всего в географии: в Абхазии море, субтропики, в Нагорном Карабахе – горы и полная оторванность от коммуникаций, кроме дороги с Арменией. Понятное дело, что моря тоже нет. Тем не менее, Арцах развивается и в некотором роде мог бы стать примером для более или менее успешных попыток построить государство в условиях тотальной блокады и постоянной военной угрозы.
Если сравнить Сухум и Степанакерт, то, признаемся честно, сравнение явно в пользу последнего. «Убитые» улицы, облупленные от ветра и солнца дома, долгострой в лучших советских традициях – признаки Сухума. Несколько гостиниц, оставшихся еще со времен СССР, начали постепенно ремонтироваться, но, откровенно говоря, за прошедшие 20 лет со дня провозглашения независимости это можно было бы сделать больше. После признания в 2008 году Россией независимости Абхазии и Южной Осетии казалось, что все пойдет по-другому: начнет развиваться не только курортный бизнес, но и мелкие и средние предприятия. Однако судя по всему, все пока упирается в финансирование (или его неэффективность), которого явно недостаточно для налаживания бизнеса. Кто в этом виноват – вопрос вторичный, но факт остается фактом: если бы не курорты Абхазии, страна находилась бы еще в более худшем положении. Надо отметить, что на финансирование в основном жалуется абхазская сторона, при этом отмечая, что без поддержки России действительно пришлось бы туго – особенно социально необеспеченным слоям населения, в первую очередь пенсионерам. До недавнего времени их пенсия составляла всего 500 рублей, на которые прожить просто невозможно. Сейчас пенсии и пособия приведены в соответствие с российскими.
Межправительственная комиссия по социально-экономическому сотрудничеству между Россией и Абхазией в соответствии с принятым решением в рамках первого этапа инвестиционной программы в 2013 году выделила 628 млн. рублей по предложенным абхазской стороной объектам. Без этой помощи – а она на октябрь текущего года только по бюджетным инвестициям составила более 11 млрд. рублей с 2009 года – решение социальных и экономических проблем в стране невозможно. До конца 2013 года Абхазия должна получить от России в рамках инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию более 1 млрд. рублей, что для маленькой республики в общем-то немало.
По информации правительства Абхазии, за 2010-2012 годы в республику из России в рамках программы поступило 10,863 млрд. рублей, а общая сумма денежных средств на развитие Абхазии, поступивших из России в 2005-2013 годах, составила 16,1 млрд. рублей.
Надо отметить, что на первый взгляд всех этих денег почти не видно – республика еще не пришла в себя после войны, хотя прошло уже 20 лет. Вообще надо сказать, что на наш взгляд, Абхазия немного напоминает регион Самцхе-Джавахети в Грузии – та же нерешенность социальных проблем и тяжелое экономическое положение. Но что интересно – имея прекрасные пляжи и сохранившуюся еще со времени СССР инфраструктуру, страна никак не может выбраться из тупика. Особой угрозы со стороны Грузии тоже нет: заявления Тбилиси об «освобождении оккупированных территорий» воспринимаются в лучшем случае с улыбкой. Вполне возможно, что на республику давит груз «непризнания» мировым сообществом, хотя по большому счету, никому это признание не нужно. Но вот что можно сделать всем самопровозглашенным республикам – так это признать независимость друг друга и создать некое сообщество непризнанных государств, нечто вроде мини-СНГ. Помнится, в 2000 году подобная идея озвучивалась, и на этот счёт принимались даже какие-то заявления. Впрочем, на этом дело и закончилось: остались только взаимные поздравления с праздниками независимости и присутствие на официальных мероприятиях.
Что касается НКР, то здесь ситуация в общем контексте намного хуже, чем в остальных самопровозглашенных республиках. Выше мы уже говорили, что Арцах почти полностью находится в блокаде – с внешним миром связывает только дорога через Армению. Однако помощь армянской диаспоры и взвешенная внутренняя политика властей понемногу делают свое дело. Главное, что за годы независимости достигнуто в Карабахе – это развитие аграрного сектора. Вся промышленность, которая была в Карабахе (а это прежде всего знаменитый Каршелкомбинат, единственный на весь Кавказ шелкопрядильный комплекс), была разрушена войной. Также были почти уничтожены аграрные комплексы, небольшие предприятия текстильной промышленности. Всё фактически надо было начинать с нуля. Правда, шелкопрядильная фабрика так и не заработала, но уже есть заинтересованные люди, которые могут наладить производство: основной проблемой является привлечение значительных инвестиций.
Тем не менее, на данный момент усилиями местного бизнеса, бизнеса Армении и армянской диаспоры появляются новые заводы, фабрики, маленькие и крупные предприятия, которые значительно оживляют рост экономики. На сегодняшний день в Арцахе действует предприятия лесопереработки, изготовления ювелирной продукции, пищевой промышленности, легкой промышленности. Флагманом промышленности НКР, если можно так выразиться, является Дрмбонский горнообогатительный комбинат, который действует с осени 2003 г. Среднемесячная производительность предприятия составляет 16-18 тыс. т руды. Концентрат с содержанием золота и меди, полученный в результате обработки руды, подвергается плавке на Алавердском металлургическом комбинате в Армении. Объем годового производства составляет порядка $10-11 млн. Параллельно с производственной деятельностью ведутся активные геологоразведочные работы. Администрация предприятия планирует завершить в течение года изучение одного-двух новых месторождений и начать их эксплуатацию. Наиболее перспективным является месторождение в близлежащем селе Мехмана. Планируемая производительность обогатительной фабрики составляет 450 000 тонн в год с выпуском медного концентрата. Уже сейчас есть инвесторы из-за рубежа, готовые вложить значительные средства в развитие комбината. Проведенные в НКР успешные по ряду показателей экономические реформы позволили руководству страны решить наиболее острые социальные проблемы и заметно улучшить позиции непризнанного государства на международной арене.
Стабильная внутриполитическая ситуация и радикальная налоговая реформа повысила привлекательность НКР для иностранных инвесторов. С 2000 г. в республику начали поступать прямые иностранные инвестиции (до этого их практически не было). В 2003 г. приток прямых капиталовложений в карабахскую экономику из-за рубежа увеличился по сравнению с предыдущим годом более чем на 60 %. К настоящему времени их общий объем превысил $ 40 млн. (для небольшого по размерам Нагорного Карабаха это весьма значительная сумма).
В НКР особенно активно развивается пищевая промышленность. Построено и введено в строй несколько новых мельниц с использованием западных технологий, начало работать несколько предприятий по производству макарон по итальянской технологии, заканчивается строительство нескольких консервных предприятий.
Нагорный Карабах по большому счету все же аграрная страна и поэтому правительством разрабатывается концепция продовольственной безопасности, согласно которой предполагается обеспечение уровня развития экономики страны, позволяющего вне зависимости от международной рыночной конъюнктуры обеспечить население соответствующим научно обоснованным нормам потребления и доступным потребителю продовольствием, предотвратить возникновение продовольственных кризисов и т.д. В основе данной программы – развитие аграрного сектора экономики, где в последние годы наблюдаются определенные тенденции развития.
В Нагорном Карабахе всего 318 фермеров, которые занимаются разведением крупного рогатого скота: 216 из них владеют стадом в 30-50 голов, 80 фермеров – стадом 50-100 голов, 16 фермеров – стадом в 100-200 голов, и всего на 5 хозяйствах стадо исчисляется в 200-500 голов. Всего в Арцахе 60 000 голов КРС, то есть размер средней фермы – около 200 голов.
Буквально все молочные фермы в Арцахе – это частные подворья. Исключение составляет только ООО «Племенное хозяйство»: это полностью государственное предприятие. Исходя из вышесказанного, подчеркнем, что НКР развивается достаточно успешно, несмотря на полное отсутствие сообщения с внешним миром. Единственная дорога в Армению, конечно, не может удовлетворить потребностей развивающегося государства, но будем надеяться на лучшее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий